Джордж Гершвин был бы доволен 24.02.2005
Концерт московского «ViolinJazz квартета» в Московском еврейском общинном центре привлек внимание слушателей разного возраста. Коллектив существует полтора года. Лидер квартета Денис Шульгин (скрипка) закончил Московскую консерваторию. Джазом увлекается с детства. Андрей Степин (бас-гитарист и контрабасист) – представитель джазовой династии. Его отец руководит небольшим биг-бендом.
Андрей и Денис играют во всемирно известном камерном оркестре «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Владимир Линза (фортепиано) – ученик знаменитого московского педагога Евгения Гречищева, лауреат всевозможных джазовых фестивалей. Музыканты посетовали на то, что настоящий джаз должен исполняться на рояле. И, хотя у электронных инструментов есть свои преимущества, синтезатор – это далеко не «Стейнвей». Владимир свободно владеет инструментом, и живой звук, несомненно, украсил бы общее звучание. Ударник Валерий Черноок известен в московских клубах, играл с такими корифеями, как Игорь Бутман и Георгий Гаранян. Валерий вдобавок написал музыку к балету Панфилова «Барабаны для вселенной».
Музыканты, первыми же звуками создав особое «джазовое» настроение, сохранили его на протяжении всего концерта. Они вышли на сцену – и все, кроме джаза, исчезло. Остались мелодии, ритм, импровизация, вдохновение и все то, что невозможно передать словами. Даже нотная запись не передает джазового звучания – тонкостей фразировки, своеобразия ритма, акцентировки, вибраций. Даже темп и развитие темы можно обозначить в нотах лишь приблизительно, ибо каждый музыкант интерпретирует ее по-своему.
В искусстве джаза решает не избранная музыкантом тема, а индивидуальная манера его игры, самовыражение, вдохновение, наконец.
Музыканты «ViolinJazz квартета» избрали наиболее типичную форму инструментальной джазовой музыки – тему с вариациями.
За более чем 100-летнюю историю джаз породил множество школ, направлений и стилей. Это и новоорлеанский стиль, и свинг, и би-боп, и кул, и прогрессив, и боссанова.
Значительную часть тем используют музыканты разных стилевых направлений (из-за чего порой трудно определить, в рамках какого стиля та или иная родилась). Но влияние блюза чувствуется во всех стилях джаза. Блюзы во многом предопределили развитие джазовой музыки: интонационное и ритмичное строение, а также импровизационный стиль исполнения. Каунт Бейси однажды сказал: «Если ты умеешь играть блюз, сможешь сыграть все что угодно». Суть блюза проявляется только в живом исполнении, и не случайно, когда роль идет о той или иной джазовой пьесе, называют прежде всего имена исполнителей и дату записи.
Аранжировки пьес, которые прозвучали в концерте, принадлежат музыкантам «ViolinJazz квартета». Они играют практически свою музыку. Кстати, Айре Гершвину очень не нравились импровизации джазменов на темы брата Джорджа, который, напротив, был в восторге. Ведущий программы – музыкальный обозреватель радио «Эхо Москвы» - Моисей Рыбак ярко представил каждого композитора, на чьи темы музыканты импровизировали. Великий Гершвин наверняка был бы доволен вдохновенными импровизациями «ViolinJazz квартета» на его бессмертные The Man I Love (Любимый мой) и I Got Rhythm (Я чувствую ритм).
В первой композиции проявилось яркое лирическое дарование Дениса Шульгина. Звучание его скрипки в облаках рассеявшегося дыма было изумительно тонким и проникновенным.
Длительные овации заслужила в исполнении пьесы Ролленса «Doxi» виртуознейшая вариация бас-гитариста. Андрей Степин играл на протяжении всего концерта насыщенные соло. Музыкант являл неподдельную джазовую эйфорию, истинно «джазовой» была даже его улыбка. Аплодисментами сопровождались импровизации в пьесах «Ночь в Тунисе» Д. Гиллеспи, «Хватит блюзов» М. Девиса и др.
Хотелось бы надеяться, что интерес к «ViolinJazz квартету» будет расти. Сильные стороны музыкантов: прекрасное техническое владение инструментами, разнообразие звуковой палитры и умение «чувствовать» друг друга – заставляют ждать смелых экспериментов, полного самовыражения и раскрепощения в импровизациях, а это, в свою очередь, приведет к открытию новой страницы в истории джаза.
© Мария Пустыльник
|